Смешить, пугать и сострадать

17.04.2018 Раздел: Пресс-релизы

Да, именно на этих трех принципах держится художественно литература. Знали ли об этом наши классики? Конечно же, знали! Но они знали на подсознательном уровне, то есть, нигде подобным знаниям не обучались. В большинстве случаев профессиональные писатели работают интуитивно, из их пера или печатной машинки выходят шедевры. Но также шедевр можно написать и приобретая подобные знания в процессе творческой работы.

Итак, если Вы собрались писать свою книги, то время познакомиться с основными принципами любого творческого произведения. Начнем, пожалуй, с комедии…

Смешить!

Смех может вызывать, как сам сюжет, так и комичные герои, заявленные в нем. Вспомним, Гоголя “Мертвые души”, комичный персонаж Чичиков, скупающий души у помещиков. Конечно, если нам кто-то сядет и перескажет историю с Чичиковым от начала и до конца, то мы посмеемся, но это не так будет выглядеть, как, например, смотреть спектакль на сцене. А возьмем сам стиль и подачу автора – согласитесь, насколько он интересно описывает героев второго и третьего плана, насколько жизненно и правдоподобно, но с долей иронии. “Смех и грех”, как говорится! Да, литература комедийного жанра призвана вызывать весь спектр положительных эмоций у читателя. Однако, писатели, иногда, использовали не только веселый характер, но и добавляли сценариям трагичность. Отсюда появились трагикомедии, о чем мы поговорим в дальнейшем.

Пугать!

Как правило, это ужасы или хоррор. Но помимо ужасов, есть и множество других литературных жанров, желающих попугать своего читателя. Часто авторы используют прием “игра на противоположностях”, то есть, смешивают в одном котле комедийный и трагический жанр (получается трагикомедия), серьезность и легкомысленность. Возьмем, к примеру, Пушкина “Евгений Онегин” или “Капитанская дочка”. Сначала, когда знакомишься с произведением даже и не понимаешь, что читаешь: вроде и весело, с другой стороны – смешного мало. Это как есть сладкую вату, но точно знать, что Вам попадётся стручок. Где этот стручок, никто не знает, но он Вас заставит поволноваться. Да, такая перспектива, конечно же, не радует, более того, она пугает. И на этом играют профессиональные писатели. Например, “Идиот” Ф.М. Достоевского: с одной стороны все смеются над князем Мышкиным и вроде бы автор и нас “как бы” заставляет вместе со всеми усмехнуться, однако что-то “не смеется”, скорее плакать охота, чем смеяться. Видите эту тонкую границу между “смешить” и “пугать”? Не видите? А она существует! И увидеть ее нельзя – можно лишь почувствовать, будучи писателем.

Сострадать!

Самый сложный жанр в художественной литературе, хотя многие авторы считают иначе. Считают иначе обычно те, кто глубоко не погружался в свои произведения и думают, что если (привожу краткий сюжет) “родной брат может изнасиловать девушку младшего брата”, то это обязательно должно вызвать сострадание. Нет. Конечно, по закону передачи состояния мы почувствуем подобную мерзость, но одно дело играть и манипулировать чувствами своих читателей, а совсем другое дело действительно вызывать у них сострадание. Опять же мастера этого жанра: Лев Толстой (“Воскресение”, “Анна Каренина”), Федор Михайлович Достоевский (“Преступление и наказание”, “Идиот”, “Братья Карамазовы”). Стоит признать, классики умели вызывать сострадание.

Итак, мы перечислили три принципа, на которых держится художественная литература: смешить, пугать и сострадать. Учтите их при написании своей книги!

Да, их гораздо больше, но об этом мы поговорим на Авторском сайте писателя Макса Благоразумова.

Комментарии пользователей:

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться на сайте, либо, если вы еще не зарегистрированы — зарегистрироваться.

Выбор редакции

Власти Австралии высказались о возможном расширении… (16.04)

Австралийские власти солидарны с британскими властями в заинтересованности по вопросу… читать подробнее