Ученые вывели комаров, которые помогут победить малярию

12.06.2014 Раздел: Разное

Британские ученые из Имперского колледжа Лондона вывели генетически модифицированных комариных самцов, которые способны уничтожить популяции диких сородичей. Данная методика в перспективе поможет полностью истребить малярийных комаров. Описание исследований опубликовано в научном журнале Nature Communications.

Комары вида Anopheles gambiae являются главным переносчиком возбудителя малярии в Африке. Власти, применяя пестициды, борются с комарами, но это влияет и на других насекомых. Наука более полувека назад предложила бороться с малярийными комарами посредством внедрения в их среду мутантов, передающих диким популяциям вредоносные гены.

Авторам исследования в лабораторных условиях впервые удалось воплотить идею о комарах-мутантах в жизнь.  Ученые вывели самцов вида A. gambiae, имеющих особый белок-эндонуклеазу I-PpoI. Эндонуклеаза – белки, реагирующие на особые последовательности генетического кода, извлекая эти участки из цепочки ДНК. При выведении ГМ комаров ученые использовали белок, реагирующий на один ген, находящийся в X-хромосоме насекомых.

Ученые провели ряд опытов, в ходе которых 150 ГМ-самцов подсаживали к 50 самцам из дикой природы и такому же числу самок. После подселения доля самок в популяции снижалась, а к IV поколению они исчезали вовсе, после чего комары-самцы вымирали. Генетики ожидают, что и в дикой природе их методика будет эффективной.